ОБЗОРНЫЕ СТАТЬИ
В последнее время появляются многочисленные данные о мутациях в гене ESR1 (mutESR1), кодирующем эстрогеновый рецептор α (ЭРα), и гене, кодирующем белок из семейства SRC нерецепторных тирозинкиназ, LYN (mutLYN), ассоциированных с резистентностью опухолей к эндокринной терапии. Такие мутации могут рассматриваться в качестве маркеров эффективности эндокринной терапии. В случае гинекологических злокачественных новообразований, включая рак яичников, наиболее часто наблюдаются mutESR1, а именно ESR1L536H/P/R/V , ESR1Y537S/N/C/H, ESR1D538G, возникающие при лечении пациенток с использованием гормонотерапии, в особенности ингибиторов ароматазы. Идентифицированы также mutLYN: LYNE159K, LYND189Y, LYNK209N, LYNA370T , LYNG418R, LYNA503D. Мутации в генах ESR1 и LYN ассоциированы с резистентностью к эндокринной терапии рака яичников, так как увеличивают транскрипционную активность ЭРα и каталитическую активность киназы LYN соответственно. Кроме того, наблюдается взаимосвязь генов ESR1 и LYN на уровне кодируемых ими белков, так как киназы семейства SRC, к которым относится LYN, активируют транскрипцию генов-мишеней ЭРα, фосфорилируя рецептор по аминокислотному остатку Y537. При этом в опухолях с резистентностью к эндокринной терапии наиболее часто выявляются мутации ЭРα по аминокислоте Y537.
Задачей обзорной статьи был анализ клинических корреляций mutESR1 и mutLYN и резистентности рака яичников к эндокринной терапии, раскрывающий перспективы использования mutESR1 и mutLYN в качестве новых предиктивных маркеров и поиска более эффективных противоопухолевых средств. Обсуждены данные, представленные в поисковой системе PubMed за последние 20 лет, полученные с использованием следующих ключевых слов: ESR1, LYN, mutation(s), estrogen receptor α (ERα), kinase LYN, SRC family kinases, ovarian cancer, gynecologic(al) cancer.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Введение. Нейрофиброматоз 1-го типа (НФ1) – самый распространенный наследственный опухолевый синдром (частота встречаемости в мире – 1 : 3000 населения). Основными клиническими проявлениями болезни являются множественные пигментные пятна на коже и нейрофибромы, скелетные аномалии и когнитивный дефицит. В основе болезни лежат мутации в онкосупрессорном гене NF1. Характерен выраженный клинический полиморфизм НФ1 даже среди членов одной семьи, гено-фенотипических корреляций не выявлено. В связи с этим предполагается, что гены-модификаторы влияют на патогенез варьирующей экспрессивности болезни.
Материалы и методы. Проведено клинико-эпидемиологическое и молекулярно-генетическое исследование больных НФ1 в Республике Башкортостан (РБ). Поиск внутригенных мутаций осуществлялся методом секвенирования 57 экзонов гена NF1, делеции всего гена – с использованием микросателлитного анализа.
Результаты. Частота встречаемости НФ1 в РБ составила 1 : 10153 населения. Анализ клинических проявлений НФ1 у больных из РБ показал меньшую частоту встречаемости кист головного мозга у больных, рожденных в смешанном браке, что свидетельствует о протективной роли метисации. При наследовании НФ1 от матери определено более частое развитие скелетных аномалий и дизморфизма лица. Выявлены 1 делеция всего гена NF1 у 1 пациента и 14 внутригенных мутаций у 20 больных НФ1 (c.205-1G>C, с.1278G>A, c.1369_1370insGGGTC, с.1570G>A, с.1973_1974delTC, c.2806A>T, с.2991-1G>C, c.3158C>G, с.3526_3528delAGA, с.3826delC, с.4514+5G>A, с.4537С>Т, c.5758_5761delTTGA, с.6792С>A). Показано случайное распределение типов мутаций, не выявлено специфических особенностей клиники НФ1 в зависимости от типа мутаций.
Выводы. Протективная роль метисации в отношении кист головного мозга, а также преобладание скелетных аномалий при наследовании НФ1 от матери свидетельствуют о роли генов-модификаторов в патогенезе болезни. Идентификация мутаций в гене NF1 позволит проводить пренатальную профилактику НФ1 у населения РБ.
Введение. В настоящее время имеются противоречивые данные относительно влияния герминальной мутации с.470Т>С в гене CHEK2 на повышение риска возникновения рака молочной железы (РМЖ), поэтому необходимы исследования на больших выборках больных, в том числе в российской популяции, в целях анализа вклада данной мутации в риск развития онкологического заболевания.
Цель исследования – определение частоты встречаемости генетического варианта с.470Т>С в гене CHEK2 в российской популяции у больных РМЖ и пациенток с доброкачественными заболеваниями молочной железы (ДЗМЖ) для оценки возможного влияния данного повреждения дезоксирибонуклеиновой кислоты на вероятность возникновения онкологического заболевания.
Материалы и методы. В исследование были включены 2787 больных РМЖ и 1004 пациентки с ДЗМЖ, проходившие обследование и лечение в ФГБУ «Российский научный центр рентгенорадиологии» Минздрава России с 2010 по 2018 г. Молекулярно-генетическое исследование для определения характерного для российской популяции наследственного генетического варианта с.470Т>С в гене CHEK2 было проведено методом полимеразной цепной реакции в режиме реального времени с использованием диагностической панели, позволяющей определять три герминальные мутации: с.1100delC, c.444+1G>A и с.470Т>С в гене CHEK2.
Результаты. У больных с диагнозом РМЖ частота мутации c.470T>C в гене CHEK2 составила 3,8 %, у пациенток с ДЗМЖ данная мутация выявлена в 4,7 % случаев. Частота генетического варианта c.470T>C в группах повышенного риска составила 5,1 % для больных РМЖ с клиническими признаками наследственного заболевания и 4,9 % для пациенток с ДЗМЖ, имеющих онкологически отягощенный семейный анамнез. Статистически значимых различий между частотой мутации c.470T>C в общих группах больных РМЖ и пациенток с ДЗМЖ и соответствующей частотой в группах повышенного риска, а также в группах больных РМЖ и пациенток с ДЗМЖ не установлено (p >0,05).
Заключение. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о вероятном отсутствии связи между наличием мутации с.470Т>С в гене CHEK2 и повышением риска развития РМЖ.
Введение. Мультиформная глиобластома (МГБ) развивается на фоне гипоксической микросреды, играющей важную роль в патогенезе заболевания и тесно связанной с ростом и развитием опухоли и плохим прогнозом. Гипоксия (ГС) повышает резистентность опухолевых клеток (ОК) к лучевой терапии и химиотерапии, способствует появлению агрессивного фенотипа ОК, приводящего к рецидиву заболевания. Молекулярные механизмы действия ГС на секретом клеток МГБ, участвующий в формировании микроокружения опухоли, остается не изученным. В настоящее время также не установлены маркеры агрессивного гипоксического фенотипа опухолевых клеток.
Цель исследования – изучение молекулярных механизмов действия гипоксии на секретом клеток U251 МГБ.
Материалы и методы: протеомная масс-спектрометрия высокого разрешения, клеточные технологии.
Результаты. В секретомах двух типов клеток МГБ (контроля и опыта) в целом идентифицированы 1432 белка. После действия гипоксии зарегистрированы статистически значимые изменения в экспрессии 390 белков. Повышение экспрессии более чем на два порядка наблюдали у 11 протеинов. Идентифицированы внутриклеточные сигнальные пути, ответственные за действие гипоксии на клетки U251 МГБ.
Заключение. Гипоксия оказывала заметное влияние на протеомный состав секретома клеток МГБ. В качестве потенциальных маркеров гипоксического фенотипа МГБ предложены 5 гиперэкспрессированных белков секретома: S100A6, HEY1, ZIP3, S100A4, ZEB2, для которых ранее доказано участие в патогенезе мультиформной глиобластомы.
КРАТКОЕ СООБЩЕНИЕ
Введение. Данные исследований последних лет свидетельствуют о том, что белки, входящие в состав липидных рафтов, могут быть задействованы в формировании экзосом и отборе белков, входящих в состав экзосомального карго. Такие данные получены для флотиллинов, структурно-функциональных компонентов плоских рафтов. Для кавеолина-1 (Cav-1), основного компонента кавеолярных рафтов, показано присутствие в экзосомах некоторых опухолевых клеток, однако его возможное участие в регуляции белкового состава экзосом ранее не исследовалось.
Материалы и методы. Нокдаун Cav-1 проводили методом трансдукции лентивирусного вектора, экспрессирующего предшественников малых шпилечных рибонуклеиновых кислот к Cav-1. Экстраклеточные везикулы (ЭКВ) выделяли из клеток линии Н1299 немелкоклеточного рака легких методом дифференциального ультрацентрифугирования. Препараты ЭКВ верифицировали с помощью трансмиссионной электронной микроскопии (анализ размера и морфологии) и методом анализа траекторий движения наночастиц (среднеразмерное распределение и концентрация). Для анализа экзосомальных маркеров и Cav-1 в клетках и ЭКВ применяли метод иммуноблоттинга.
Результаты. Анализ влияния экспрессии Cav-1 на состав белков ЭКВ, ассоциированных с биогенезом экзосом, выявил снижение уровня Alix и TSG101, повышение уровня белков липидных рафтов и отсутствие изменений уровня тетраспанина CD9.
Заключение. Полученные данные демонстрируют Cav-1-зависимое изменение состава ЭКВ, свидетельствующее об изменении соотношения везикул, образованных с помощью различных молекулярных механизмов.
НЕКРОЛОГ
В последний день минувшего года в 88 лет ушла из жизни доктор медицинских наук профессор Алла Александровна Ставровская. С 1961 г. Она работала в НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина (в то время Институт экспериментальной и клинической онкологии), руководила лабораторией генетики опухолевых клеток НИИ канцерогенеза со дня ее основания в 1981 г.
ISSN 2413-3787 (Online)